19, Февраль 2021

Как в России устроена профессиональная благотворительность

Благотворительность — одна из ключевых составляющих крупного бизнеса, перевод ее работы на профессиональные рельсы позволяет реализовывать даже очень крупные проекты.

Зинаида Секачева, няня проекта «Больничные дети»

Крупный российский бизнес рассматривает корпоративную благотворительность как стратегическое направление деятельности. Это сложившийся управленческий стандарт, считают авторы исследования «Лидеры корпоративной благотворительности впарадигме устойчивого развития» (2019, совместное исследование «Ведомостей» иPwC).

Это мировой тренд, который связан смасштабами бизнеса, отмечает профессор базовой кафедры торговой политики РЭУ имениГ.В. Плеханова Вячеслав Чеглов: «В процессе развития любого бизнеса наступает «критический момент», когда бизнес становится заметным вобществе, иучредитель занимает свое место впубличном пространстве, договаривается свластями, ведет конкуренцию вустановленных обществом границах». Имеет место иоптимизация налогов врамках, предоставляемых государством.

Почти все компании (98% респондентов) предпочитают работать пособственным ипартнерским благотворительным программам: инвестиции вглобальные социальные проекты зачастую приводят кзримым результатам лишь через годы, ав своем проекте имеется возможность количественно показать результаты. «Такие действия являются более «осязаемыми» и«земными» для целевой аудитории»,— считает доцент кафедры предпринимательства илогистики РЭУ имениГ.В. Плеханова Алексей Гришин.

Совокупный бюджет шести десятков крупных российских имеждународных компаний, выделенный наблаготворительные цели, только с2013 по2016 годы вырос на400%, с10 млрдруб. до43,9 млрдруб, отмечает вотчете «Благотворительность вРоссии» консультант-редактор Philanthropy for Social Justice and Peace Кэролайн Хартнелл.

Расходы российских корпоративных фондов в2018 году составили13,9 млрдруб. Это больше объема средств, выделенных изфедерального бюджета в2018 году насоциально ориентированные НКО (всего12,6 млрдруб.).

Работа благотворительного фонда все чаще переводится напрофессиональные рельсы— иногда говорят осервисном аутсорсинге благотворительной политики компании. Ключевой задачей является создание социальной среды, которая привлечет квалифицированный персонал, объясняет Хартнелл.

Благотворительные фонды создают ипервые лица российского бизнеса— Фонд Усманова, Фонд Саввиди, Фонд Владимира Потанина, фонд «День первый» Катерины Босов. Есть много пограничных случаев, относитьли фонд ккатегории частных или корпоративных, отмечает всвоем исследовании социолог Наталия Фреик. Фонд может даже неносить имени создателя, нопри этом его деятельность вомногом направляется убеждениями первого лица бизнеса. «Именно крупные частные фонды, как правило, активно внедряют инновационные решения всфере благотворительности; вотличие отмногих других игроков, уних выше готовность криску, они могут действовать более гибко инестандартно»,— отмечает Фреик.

Благотворительный фонд аккумулирует средства, анализирует проблемы, вырабатывает действенные решения истремится эффективно использовать имеющиеся ресурсы. При этом вМоскве ирегионах есть примеры, когда фонд, созданный как корпоративный, перерастает эти границы, начинает активно привлекать средства компаний ичастныхлиц, расширяя географию иперечень своих проектов.

Командная благотворительность

Крупные сетевые компании имеют возможность привлекать кчислу благотворителей нетолько средства учредителей бизнеса, нои всех партнеров MLM-структуры.

Так, программа американской косметической компании NuSkin «Накормите детей», стартовав в2002 году, сейчас ежемесячно кормит более 150тыс. голодающих детей Африки.

Российский благотворительный фонд Amway «В ответе забудущее», кроме прочих, реализует образовательный проект поразвитию малого предпринимательства «Мама-предприниматель», позволяющий женщинам изразных регионов России вотпуске поуходу заребенком после образовательного интенсива начать свое дело.

Благотворительный фонд «Солнечный город», основанный в2007 году учредителями компании NLInternational, за13 лет работы вырос дофедерального уровня. Объем средств, вложенных вблаготворительные проекты впоследние годы, составил почти 270 млнруб.

Пословам руководителя фонда Марины Аксеновой, все началось свизита основателей NLInternational вдетский дом для умственно отсталых детей впоселке Ояш (Новосибирская область). Именно тогда возникла идея непросто помочь деньгами, нои заняться благотворительностью напрофессиональной основе, вкладывать вфонд ради глобальных изменений.

Системная поддержка команды NLInternational дает возможность фонду реализовывать по-настоящему общественно значимые проекты, говорит Аксенова. Фонды, которые неимеют такого партнера, ежедневно обречены наоптимизацию расходов попроектам. «Солнечный город» начинался содного направления работы— помощи детям, которые лежат вбольницах без родителей. Сейчас вфонде 14системных проектов, которые работают в16 регионах России»,— добавляетона.

Без поддержки бизнеса «Солнечный город» могбы остаться провинциальным фондом сглобальными идеями имизерными ресурсами, признает Марина Аксенова: «На мой взгляд, такая активная форма профессиональной благотворительности— хороший тон для любой крупной компании».

В«Солнечном городе» общепринятыми являются технологии бюджетирования, планирования, оценки эффективности проектов. Практики бизнес-подходов эффективно работают внекоммерческом секторе, когда сильно ощущается ограниченность ресурса инеобходимость использовать его снаибольшей эффективностью.

Поддержка основателей NLInternational иучастников MLM-структуры вместе сактивным фандрайзингом самих работников фонда позволяет нетолько оказывать точечную поддержку, нои реализовывать «длинные» имасштабные проекты, направленные накорректировку проблемных точек всоциальной политике государства.

Один изведущих для фонда проектов— «Больничные дети». Встране дети-сироты попадают вбольницы илечатся там водиночестве. «Дети постоянно испытывают боль, одиночество иужас оттого, что они внезнакомой обстановке, одни»,— говорит Аксенова. Благодаря проекту «Солнечный город» вряде регионов проблему «больничных детей» удалось снять или снизить еенакал.

Поданным МинздраваРФ, вдомах ребенка повсей стране находится почти 8тыс. детей допятилет. Каждый изних успевает несколько раз попасть вбольницу собычной простудой или обострениями тяжелых хронических заболеваний. Вместе сними впалатах могут лежать совсем здоровые малыши— они неболеют, они просто ждут вусловиях больницы, пока для них найдут новых родителей или определят вдетскийдом. Это все «больничные дети»— без сопровождения иподдержки взрослого. Уперсонала больниц нет возможности сидеть сними, ставки няни врасписании больницнет. Вгод вбольницах России находится порядка 12тыс. «больничных детей».

Фонд набирает, учит иконтролирует работу больничных нянь, которые сидят ссиротами вбольницах, ивзаимодействует срегиональными властями, пытаясь добиться, чтобы детей сразу после изъятия изнеблагополучной семьи направляли вдетскийдом, минуя больницу вроли травмирующего «распределителя». «Многое можно былобы решить ина уровне субъекта, еслибы была воля,— говорит Марина Аксенова.— Уже шесть лет вНовосибирске детей без показаний вбольнице неразмещают».

Проектам, призванным изменить систему через легитимные возможности, «Солнечный город» уделяет особое внимание. Практики фонда тиражируются вдругих регионах, получают поддержку региональных властей ифедеральных ведомств.

«Фонд начался строих людей, которые просто привезли апельсины вдетскийдом,— говорит Дмитрий Хохлов.— Асегодня укоманды фонда 14глубоких системных проектов, которые реально меняют жизни детей. Что такое NLInternational— это люди, которые разделяют ценности иидеалы команды проекта «Солнечный город». Десятки тысяч людей, которые также убеждены втом, что жизнь всамых сложных случаях реально изменить клучшему».

О фонде «Солнечный город»

Проекты иакции «Солнечного города», поддерживает 35тыс. человек— отсотрудников компании именеджеров сети дообычных клиентов. Вчисле партнеров фонда— компании СДЭК, «Мегафон», 2ГИС, Renewal,РЖД, «Газпром нефть»,KFC,МТС, авиакомпания «Сибирь», «Сбер», КПМГ.

Фонд реализует идругие проекты.Так, впроекте социализации выпускников детских домов «Наставничество» участвует 421 пара «ребенок— наставник» вНовосибирске, Калининграде, Нижнем Новгороде, Томске, Перми,Уфе, Иваново, Оренбурге, Красноярске, Краснодаре иИркутске.

Врамках программы «Защитники детства», поддерживаемой властями Новосибирской области, ведется работа ссемьями, находящимися вкризисе, функция программы— помочь семье сделатьтак, чтобы дети остались дома.

Еще одно направление— обучение специалистов отделов опеки ипопечительства, детских домов, разработка внутренних нормативных документов.

Врамках проекта поформированию сообщества профессиональных приемных родителей «Новая семья» фонд помогает семьям улучшить жилищные условия, чтобы они могли взять всемью детей-подростков, детей сограниченными возможностями здоровья ибратьев ссестрами.

В2016 году министерство образования инауки РФотметило деятельность «Солнечного города» врешении задач вобласти защиты прав детей, оставшихся без попечения родителей. Летом 2020 года фонд вошел вреестр социально ориентированных некоммерческих организаций МинэкономразвитияРФ.

Авторы:
Ирина Резник, Анна Иванова.

Источник